Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход | RSS
САЙТ АКИМОВОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
На небе не бывает часа без ветра, на земле не бывает часа без пыли, нет такого, чего бы не было, люди на все способны. Из опыта работы учителя русского языка.
МОИ ВЫПУСКНИКИ

МОЙ КЛАСС

ЛЮБИТЕЛИ СЛОВЕСНОСТИ

Меню сайта

Опросник
Кто в гостях на сайте?
Всего ответов: 1376

Форма входа

Слушаем поэзию

Проверь себя
Словари русского языка
www.gramota.ru
 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Литература

Рассказ И.Бунина "Чистый понедельник". Трагедийная концепция любви.
[ Скачать с сервера (32.6 Kb) ] 08.04.2012, 16:07
Вступительное слово. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…». Так ли это? Обращение к рассказу "Чистый понедельник". 
Аналитическая беседа. При определении художественного времени приходим к выводу, что реалии настоящего представлены через места, погружающие нас в мир изобилия и веселья. Это Москва светская, ночная. Представлено настоящее в красоте, богатстве, сытости и благополучии в канун Первой Мировой войны. Разгул плоти. Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение зыбкости и краткотечности  происходящего. Прошлое  – это Москва православная, тихая. Прошлое ясно, от древних церквей веет покоем, просветленностью, опорой или основой, умиротворенностью. 
Характеристика героев. Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей. Он молодой человек, хорош собою, даже красив "почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке". Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. Он не задумывается, к чему приведут отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна. В самом портрете героини подчеркивается некая таинственность, противоречивость, восточная красота, как на портретах М.Врубеля.
Исследовательская деятельность. В симфолической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Доминирующими являются черный, красный, белый цвета. Черный цвет  – цвет ночи, смирения, очищения,  траура,   жертвенности, тайны. Красный – цвет страсти, любви, греха (соотносится с насилием над собой), жертвенности (гранатовое платье). Белый цвет – цвет чистоты, святости, духовного умиротворения (в конце рассказа белые одежды). В пейзажных зарисовках оттенки этих цветов. Здесь тоже противоречие: черное – светло и ясно. Почти все описания внешности героини и окружающего мира даются на фоне приглушенного света, в сумраке и только на кладбище в Прощеное воскресенье и через два года происходит процесс просветления. Происходит художественное преображение, изменяются образы света и блеска солнца. В художественном мире доминирует красота и гармония. Вся история происходит в полумраке, во сне. Вечер, сумрак, тайна – вот, что бросается в глаза в восприятии образа этой необычной женщины. В доме героини один раз ослепляет свет. Автор подчеркивает необычность такого освещения. По мнению исследователей, в доме как будто зажигается сакральный огонь перед знаковой ночью. 
Смысл названия. Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. Подарив своему возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла очень долго. 
Итог урока. Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному».
 «Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц). 

Категория: Литература | Добавил: Gemini44
Просмотров: 1618 | Загрузок: 202 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 1
1 Gemini44  
0
Спасибо, коллеги, за рейтинг. tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Классному руководителю [38]
Литература [54]
Русский язык [41]
Аудиотека [113]
Изображения [7]
ИЗ learningapps.org [54]
ИД Polyvision eno [26]
ИД Smart Board [6]
Тесты (литература) [24]
Подготовка к ГИА [16]
ГИА (изложения) [19]

Поиск

Погода

Друзья сайта
  • Сайт МБОУ СОШ № 80
  • Сайт ХК ИРО
  • FAQ по системе
  • Министерство образования и науки Хабаровского края
  • Сайт для учителей "Про Школу"

  • Акимова Светлана Александровна © 2024