Вступительное слово. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…». Так ли это? Обращение к рассказу "Чистый понедельник". Аналитическая беседа. При определении художественного времени приходим к выводу, что реалии настоящего представлены через места, погружающие нас в мир изобилия и веселья. Это Москва светская, ночная. Представлено настоящее в красоте, богатстве, сытости и благополучии в канун Первой Мировой войны. Разгул плоти. Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение зыбкости и краткотечности происходящего. Прошлое – это Москва православная, тихая. Прошлое ясно, от древних церквей веет покоем, просветленностью, опорой или основой, умиротворенностью. Характеристика героев. Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей. Он молодой человек, хорош собою, даже красив "почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке". Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. Он не задумывается, к чему приведут отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна. В самом портрете героини подчеркивается некая таинственность, противоречивость, восточная красота, как на портретах М.Врубеля. Исследовательская деятельность. В симфолической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Доминирующими являются черный, красный, белый цвета. Черный цвет – цвет ночи, смирения, очищения, траура, жертвенности, тайны. Красный – цвет страсти, любви, греха (соотносится с насилием над собой), жертвенности (гранатовое платье). Белый цвет – цвет чистоты, святости, духовного умиротворения (в конце рассказа белые одежды). В пейзажных зарисовках оттенки этих цветов. Здесь тоже противоречие: черное – светло и ясно. Почти все описания внешности героини и окружающего мира даются на фоне приглушенного света, в сумраке и только на кладбище в Прощеное воскресенье и через два года происходит процесс просветления. Происходит художественное преображение, изменяются образы света и блеска солнца. В художественном мире доминирует красота и гармония. Вся история происходит в полумраке, во сне. Вечер, сумрак, тайна – вот, что бросается в глаза в восприятии образа этой необычной женщины. В доме героини один раз ослепляет свет. Автор подчеркивает необычность такого освещения. По мнению исследователей, в доме как будто зажигается сакральный огонь перед знаковой ночью. Смысл названия. Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. Подарив своему возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла очень долго. Итог урока. Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному». «Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).
|