9 июня - 340 лет со дня рождения русского царя-реформатора Петра Алексеевича Романова (Петра 1, Великого). У нас ведь, о чём ни спроси, - всё учредил он: завёл флот, придумал Новый год, приобщил к европейской моде, сбрил бороды и перелил церковные колокола на пушки. Но оказывается, кое в чём царь-плотник преобразовал нашу жизнь ещё более круто, чем принято считать. Свидетельством тому следующие факты. (Автор: Константин Кудряшов. Опубликовано 06 июня 12 (0:05) Статья «Заветы Алексеича» из номера: АИФ №23)
Скрежет зубовный
У многих наших соотечественников имя Петра ассоциируется прежде всего с его указом о брадобритии. Толстый боярин с трясущимися руками и бодрый царь, с хохотом отчекрыживающий ему бороду, - обязательный эпизод из любого фильма на петровскую тему. Гораздо меньше известно, что «под раздачу» попали ещё и женщины. Вернее, не они сами, а один обычай, о котором ехидно писал ганноверский посланник Фридрих Вебер: «Русские красавицы все уже носили французские платья, но многие не умели в них хорошо держать себя, а своими чёрными зубами достаточно доказывали, что они не совсем отстали от устарелого русского мнения, будто бы только у мавров и обезьян белые зубы». Да-да, русские боярыни ещё в петровскую эпоху по-прежнему чернили себе зубы, преследуя сразу несколько целей. Во-первых, показать на контрасте белейшую кожу лица, что считалось признаком высокого рода. Во-вторых, продемонстрировать достаток - чёрные (то есть поражённые кариесом) зубы воспринимались как свидетельство того, что их обладательница не отказывает себе в сахаре и сладостях. Петру пришлось издать специальный указ, согласно которому всё знатное население страны и особенно женщины под страхом опалы и наказания обязывалось чистить зубы мелом.
Колокольная круговерть
Ещё одно знаменитейшее деяние Петра - изъятие у церквей «лишних» колоколов и переплавка их на пушки. Да, после «конфузии» под Нарвой, когда шведы захватили чуть не 80% всей русской артиллерии, Пётр и впрямь устроил колоколам своего рода вторую жизнь. Другое дело, что здесь он не одинок. Скажем, во Франции времён Великой французской революции изъяли вообще все колокола, пустив их на те же пушки и монеты. Но Пётр-то брал именно часть! И не насовсем, а как бы взаймы. Спустя девять лет после бесславной Нарвы пришла блистательная Полтава, где были захвачены уже шведские пушки. Вот их-то Пётр торжественно и пустил в переплавку, велев отлить из них колокола и вернуть некоторым храмам. Правда, изъято было колоколов на 90 тысяч пудов, а шведских пушек захвачено едва ли на тысячу. Но тем не менее слово своё Пётр сдержал и сумел соблюсти хоть какое-то подобие гармонии и справедливости.
Парад Победы
Если бы не Пётр, мы, возможно, были бы лишены ставшего уже традиционным парада на Красной площади 9 Мая, в День Победы. Потому что именно первый русский император официальным указом завёл обычай ежегодно праздновать победу русского оружия блестящим военным парадом. Приурочил он это действо, конечно же, к Полтавской виктории, которая произошла в день преподобного Сампсония Странноприимца, 27 июня по старому стилю. Император наряжался в тот самый мундир, который был на нём в день баталии, и торжественно выходил в нём к молебну. Во время пения «Многая лета» он давал сигнал к салюту, а потом принимал парад. После парада по протоколу полагался пир, куда приглашались знать и часть ветеранов. Для остальных же организовывали трёхдневный выходной с гуляньями и угощением. Жаль только, что после смерти Петра это начинание заглохло. А то было бы у нас сейчас несколько Дней Победы.
Первомайский царь
Снова май и снова немцы. Только на этот раз 1 мая. И не оккупанты, а нормальные германские гастарбайтеры, которые поселились в Москве ещё до Петра, но по-прежнему придерживались своих обычаев. В частности, устраивали на 1 мая широкий праздник с хороводами, сооружением «майского дерева» и столами, на которые выставляли еду и выпивку для всех желающих. Пётр с юных лет участвовал в этих гуляньях, а уж когда подселил к немцам пленных шведов, тоже отмечавших Первомай, дело было поставлено на широкую ногу. Царь ежегодно приезжал в Москву, чтобы как следует оттянуться в этот праздник весны, и мало-помалу приучил к нему всех своих подданных. Первомайские гулянья, в отличие от парада в день Полтавской победы, прижились. Отмечали Первомай и при Елизавете, и при Екатерине Великой, и при других государях. Так что советский праздник очень органично вписался в петровскую традицию.
Законный труд
Незадолго до дня своего рождения, 31 мая 1708 г., Пётр решил преподнести подарок адмиралтейским рабочим. Вышло же так, что царь осчастливил своим указом не только их. По прошествии некоторого времени его распоряжение коснулось всех людей, занятых на государственных производствах, а впоследствии оказалось, что в некотором смысле расхлёбываем петровский указ даже и мы с вами. Дело в том, что в тот день Пётр подписал указ о величине трудового дня и о производственных штрафах. Это был первый в истории России акт трудового законодательства. Между прочим, иные офисные работники в особо жадных компаниях до сих пор живут в более или менее полном соответствии с повелением монарха. Величина трудового дня определялась Петром в 14 часов, в которые, правда, входил трёхчасовой перерыв. Штрафы были следующие: за час прогула вычитали дневное жалованье, за день - недельное.
Свадебный генерал
Известно, что царь весьма любил устраивать личную жизнь своих подданных и часто выступал в роли свата. Не исключено, что таким образом он ещё и тестировал один из своих указов, который перевернул старороссийские обычаи куда хлеще, чем банальное брадобритие. Согласно старым традициям молодым было запрещено видеться до свадьбы. Кстати, отголосок этого живёт до сих пор - жених и невеста едут в загс или к алтарю из разных домов, даже если до этого преспокойно жили вместе. Пётр же своим указом велел сначала устраивать молодым свидание и заявлять о предстоящей свадьбе. Собственно бракосочетание допускалось лишь спустя шесть недель после этого. Даже сейчас в загсах вас не поженят раньше чем через месяц или полтора после подачи заявления - скажите спасибо Петру!